ИНСТИТУТ РЕПУТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Стратегический менеджмент: стейкхолдеры

23.08.2010
Стратегический менеджмент: стейкхолдеры

Стейкхолдеры – далеко не новое понятие в науке стратегического менеджмента, но и до сих пор существует множество определений этого слова. Дословно в переводе с английского стейкхолдер (stakeholder) – группа поддержки или группа влияния. Фактически стейкхолдеры – это группа лиц, которая в той или иной мере может влиять на деятельность организации. В российской науке данную группу лиц часто называют «коалицией влияния».


Стейкхолдеры – далеко не новое понятие в науке стратегического менеджмента, но и до сих пор существует множество определений этого слова. Дословно в переводе с английского стейкхолдер (stakeholder) – группа поддержки или группа влияния. Фактически стейкхолдеры – это группа лиц, которая в той или иной мере может влиять на деятельность организации. В российской науке данную группу лиц часто называют «коалицией влияния».

Нужно понимать, что «группы» - это формальное название, ведь в качестве стейкхолдера иногда может выступать менеджер, акционер, в общем, индивид. Одновременно у любой организации существует несколько стейкхолдеров, от поведения которых может зависеть степень развития компании.

Итак, согласно градации Ньюбоулда и Луффмана, всех стейкхолдеров можно разделить на четыре группы:

- группы, которые оказывают финансовую помощь компании (например, акционеры)

- менеджеры, которые руководят предприятием

- служащие, работающие на предприятии

- партнеры компании (покупатели, поставщики и т.п.)

Каждая из этих групп имеет различные интересы, которые могут между собой пересекаться. Соответственно отдельные стейкхолдеры с помощью различных инструментов могут влиять на организацию, дабы эти интересы были услышаны, и компания делала все возможное, чтобы как можно быстрее воплотить это все в жизнь. Так, акционеры заинтересованы в росте стоимости организации и росте ее прибыли, работники заинтересованы в увеличении заработной платы, а дилеры в надежности поставок.

Компания в свою очередь не может одновременно удовлетворить запросы всех стейкхолдеров и ей приходится расставлять приоритеты между группами поддержки. Конечно, каждая отдельная организация должна расставлять эти приоритеты действую по ситуации. То есть не существует того успешного плана, благодаря которому компания будет держаться на гребне волны и при этом каждая группа стейкхолдеров будет удовлетворена. И именно от правильного установления приоритетов между «коалициями влияния» и зависит успешность организации.