ИНСТИТУТ РЕПУТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Плановое старение

26.01.2011
Плановое старение

Невозможно и подумать, что кто-то может добросовестно производить продукт, который в скором времени устареет. Однако этой области посвящена даже целая стратегия маркетинга, которая носит название «плановое старение» или «планируемое устаревание». Плюсы для производителей таких товаров на лицо – товар изнашивается, эстетически портится и потребителю приходится приобретать либо новую деталь, либо заменять устаревший товар.

Причем функциональность товара тоже не стоит на месте, продукт постоянно развивается и потребитель уже как бы приобретает что-то новое. Производитель в свою очередь сам мотивирует покупателей приобретать новый продукт с помощью преднамеренных процессов. Плановое старение как маркетинговая стратегия появилось еще в начале двадцатого века в Америке, когда процесс широкомасштабного производства начал набирать обороты. Тогда еще стали появляться первые примеры производства некачественных товаров, которые обычно служили определенно недолгий срок. Сегодня же законодательства некоторых стран преследуют выпуск заведомо стареющих товаров, объясняя это нарушением прав потребителей. Вспоминается случай компании «Apple»: выпущенные плееры заканчивали свою работу аккурат после завершения срока гарантии. Однако «Apple» повезло, их нельзя было подвести под статью – никакого регулирования со стороны государства в то время еще не было.

Именно по причине нежелания преступать закон сегодня компаниям приходится искать другие возможности преднамеренного устаревания товаров. Возьмем, к примеру, многоизвестную программу «Word», работающую на платформе «Microsoft». Новая версия «Word» работает под типом файла, который не распознается старыми версиями программы. Соответственно пользователям приходится устанавливать новый «офис», чтобы работать с документами, которые приходят по почте. Вообще устаревание системных продуктов – стратегия многих компаний работающих в этой сфере, потому что с помощью этого инструмента они полностью могут регулировать спрос на свою продукцию.