ИНСТИТУТ РЕПУТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Схема 4P: новый элемент

31.08.2010
Схема 4P: новый элемент

Традиционные маркетинговые программы строятся по принципу 4Р – продукт, цена, размещение и продвижение (от англ. product, price, place and promotion). Такая модель проста для понимания и вполне логична, как для простого потребителя, так и для маркетолога. Вместе с тем, современный взгляд на маркетинговые технологии предусматривает «подход от обратного». Начинать нужно не с продукта, как такового, а с сознания потребителя. Ведь покупка, совершенная потребителем, и является конечной целью маркетингового плана.


Традиционные маркетинговые программы строятся по принципу 4Р – продукт, цена, размещение и продвижение (от англ. product, price, place and promotion). Такая модель проста для понимания и вполне логична, как для простого потребителя, так и для маркетолога. Вместе с тем, современный взгляд на маркетинговые технологии предусматривает «подход от обратного». Начинать нужно не с продукта, как такового, а с сознания потребителя. Ведь покупка, совершенная потребителем, и является конечной целью маркетингового плана.

На протяжении многих лет маркетинговые планы составлялись именно по схеме 4Р. Но времена изменились, и для достижения успеха уже недостаточно просто выйти на рынок с качественным продуктом по конкурентной цене, найти правильное его расположение и составить эффективный план продвижения. В нынешнее время довольно проблематично найти «пустые» ниши рынка или же нетронутые рынки. К сожалению, конкуренция продолжает прогрессировать. И вот тут-то и не хватает так называемого пятого элемента маркетингового плана. Не беспокойтесь, мы обойдемся без фантастики, присущей героям одноименного фильма Люка Бессона. Пятый элемент в маркетинге – явление вполне реальное. К традиционной модели добавляется позиционирование (англ. positioning).

Следует отметить, что идея позиционирование довольно нова, однако, в какой-то мере она содержится в каждом из элементов 4Р системы. Простыми словами, позиционирование – это формирование образа продукта в умах потребителей. Что может быть важнее? Позиционирование продукта – задача первоочередная, а остальные 4 компонента маркетингового плана должны соответствовать образу товара/услуги в сознании потребителей.

Силу позиционирования сложно переоценить. Так, например, компания Volvo сделала ставку на безопасность и продвигала свой бренд как «безопасный». В итоге, небольшая шведская компания стала одним из лидеров на рынке автомобилей.

Позиционирование напрямую влияет на цену товара/услуги. Приведем пример компании Haagen-Daz, позиционирующей себя, как производитель дорогого морожено. Казалось бы, морожено – не тот продукт, к которому можно применить понятие «товар премиум класса», но маркетинговая стратегия «дорогого» позиционирования сработала. То же самое можно сказать о часах Rolex. Антиподами вышеуказанных примеров являются, например, дешевый Wal-Mart и ещё более дешевые авиалинии WizzAir.