ИНСТИТУТ РЕПУТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Величайшие провалы брендов, или как Барби обзавелась другом-геем

02.09.2010
Величайшие провалы брендов, или как Барби обзавелась другом-геем
Мы все привыкли думать, что бренд – это успех. Слово бренд ассоциируется с чем-то качественным, популярным, «крутым». Однако, история бизнеса полна примеров того, как с виду успешные идеи создания и продвижения брендов имели противоположный результат.

Мы все привыкли думать, что бренд – это успех. Слово бренд ассоциируется с чем-то качественным, популярным, «крутым». Однако, история бизнеса полна примеров того, как с виду успешные идеи создания и продвижения брендов имели противоположный результат. Приведенный ниже пример красочно демонстрирует обратную сторону бренда, а также риски связанные с раскруткой товаров и попытки увязать товар с ожиданиями и представлениями покупателя. А поговорим мы о Барби и её друге Кене.

Кукла Барби стала легендарной игрушкой и вожделенным подарком для миллионов девочек. Популярность Барби объясняется двумя факторами. 

Во-первых, Барби была идеалом, представлением девочек об идеально красивой женщине. Барби меняла имиджи и наряды, но была неизменно популярной. Во-вторых, как уже было сказано, бренд под названием «Барби» постоянно менялся, в зависимости от изменений в сознании современных детей.

И вот у Барби появился друг по имени Кен. Начиная с 1961 года, имидж Кена менялся несколько раз, но, несмотря на это, Кен также оставался популярным, так как был воплощением настоящего мужчины-красавца, этакого джентльмена. Но в 1993 году с Кеном произошло несчастье. Никто и подумать не мог, что изменение имиджа Кена обернется настоящей катастрофой.

Новый Кен был одет в футболку-сеточку, кожаную жилетку, а в правое ухо вставил серьгу. Таким его увидели создатели популярных кукол. Фирма Mattel понимала, что бренд нужно обновлять, поэтому и приняла решение «осовременить» Кена.

Решение топ-менеджеров было продиктовано результатами исследований. Как оказалось, большинство покупателей и почитателей Барби были за то, чтобы Кен оставался с красавицой-куклой, а вот имидж Кена неплохо бы и поменять. Сказано – сделано!

Кто мог подумать, что новый образ Кена будет воспринят как гомосексуальный! Публикации в газетах, обсуждения на ток-шоу… Такого восприятия явно никто не ожидал. Закончилось все тем, что газета гомосексуальной направленности посвятила новому имиджу Кена целый разворот. Стоит ли говорить, что новый Кен продавался гораздо хуже старого?

Чему же должна научить история Барби и Кена? Вывод прост. Создавая образ и бренд, компании должны отчетливо понимать, что их концепция бренда должна полностью соответствовать образу бренда в сознании покупателей, иначе «кривая успеха» попросту приведет к полному уничтожению и обесцениванию бренда.