Размеры рынка – это важнейшая информация для совершенно любой организации. К примеру, вы захотели вывести новый товар, расширить границы сбыта старого товара или запустить какой-то новый бизнес-проект, например, в индустрии моды. Без знаний в области данного рынка вы попросту можете потерпеть крах. Итак, вооружайтесь рулеткой, линейкой, карандашом и идем мерить рынок!
Мировые специалисты выделили пять подходов к измерению размеров рынка:
- по объемам производства
- по объемам потребления
- по объем продаж
- на основе структурных характеристик
- с помощью косвенных методов (аналогии, смежные рынки, нормативное потребление)
Подход подсчета размеров рынка по объемам производства осуществляется в масштабах одного государства. Под данный метод чаще всего попадают рынки сырья или такие крупные производственные отрасли, как рынки легковых автомобилей. А вот объемы производства услуг оценить уже сложно. Причин на то много. К примеру, статистика, представленная организациями, не достаточно прозрачна. Либо на данном рынке наравне с официальными организациями действуют нелегальные компании.
Для оценки размеров рынка со стороны объемов потребления приходится проводить специальные исследования. Такие, как телефонные опросы, экспертные оценки или опросы фокус-групп.
По объемам продаж рынок исследуется как со стороны оптовых, так и со стороны розничных оценок. При этом товар может распространяться в двух сетях одновременно, что существенно затрудняет процесс измерения размеров рынка.
А вот с помощью косвенных методов зачастую удается подсчитать лишь приблизительный размах того или иного рынка. Вашему вниманию метод экстраполяции. Зная размеры рынка предыдущих лет и темпы его роста, можно назвать предположительную цифру, которая будет характеризовать размеры современного рынка.
Как видите, не все так просто, как кажется. Ваша первоочередная задача – оценить прозрачность данных в рамках какого-либо отдельного сегмента. И, опираясь на эти данные, выбрать тот или иной подход к измерению размеров рынка.