Аспекты имиджа
Психологические, функциональные, социальные и мифологические аспекты имиджа. Зачем нужно создавать персональный имидж и как правильно это сделать?
Во времена царствования Елизаветы Петровны все портреты императрицы подвергались цензуре. Они должны были соответствовать образцу, утверждённому Высочайшим указом. Не правда ли, напоминает то, как пользователи соцсетей беспокоятся о своих аватарках?
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», — сказал Антон Павлович и был, конечно, прав. Раскрыть всё лучшее в личности, показать её достоинства, запрограммировать впечатление, которое вы производите на людей, — в этом, пожалуй, состоит основной смысл имиджа.
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», — сказал Антон Павлович и был, конечно, прав. Раскрыть всё лучшее в личности, показать её достоинства, запрограммировать впечатление, которое вы производите на людей, — в этом, пожалуй, состоит основной смысл имиджа.
Что такое имидж
Некоторые эксперты считают, что понятия «имидж» и «мнение» очень близки между собой. То есть имидж — это то, что о вас думают люди.
Другие рассматривают имидж как позиционирование организации или личности. Или, иначе говоря, как идеальный образ себя, который человек или компания демонстрирует целевым группам.
Под имиджем также понимают стиль поведения человека в обществе, а также набор впечатлений, который сложился у людей по отношению к тому или иному объекту.
Некоторые определения подчёркивают, что имидж включает не только естественные качества личности, но и нарочно созданные. Свой образ можно целенаправленно формировать для того, чтобы влиять на целевую аудиторию, вызывая желаемую реакцию, например, доверие или симпатию.
Другие рассматривают имидж как позиционирование организации или личности. Или, иначе говоря, как идеальный образ себя, который человек или компания демонстрирует целевым группам.
Под имиджем также понимают стиль поведения человека в обществе, а также набор впечатлений, который сложился у людей по отношению к тому или иному объекту.
Некоторые определения подчёркивают, что имидж включает не только естественные качества личности, но и нарочно созданные. Свой образ можно целенаправленно формировать для того, чтобы влиять на целевую аудиторию, вызывая желаемую реакцию, например, доверие или симпатию.
Функциональные аспекты имиджа
Имидж — это не самоцель. Важны его функциональные аспекты. Положительный имидж, как правило, нужен нам не просто так, а для достижения каких-то целей.
Создавая свой образ, важно держать в голове две группы вопросов:
Создавая свой образ, важно держать в голове две группы вопросов:
1
Каковы ваши отличительные личностные черты? Кто вы и что можете?
2
Что за люди ваша целевая аудитория? Чего они хотят и боятся? Что ценят, к чему стремятся, каковы их интересы и цели?
Функции имиджа
Как сказал великий певец Ф.И. Шаляпин: «Удивительно, сколько в талантливых людях бывает неисчерпаемой внутренней жизни и как часто их внешний облик противоречит их действительной натуре». Хороший имидж, как увеличительное стекло, подчёркивает лучшие деловые и личностные деловые качества человека.
Функции имиджа можно разделить на ценностные и технологические.
Ценностные функции имиджа
Функции имиджа можно разделить на ценностные и технологические.
Ценностные функции имиджа
1
Возвышение личности, создание ореола привлекательности.
2
Улучшение отношений.
3
Поддержка хорошего настроения и уверенности в себе.
Технологические функции имиджа
1
Адаптация. Правильный имидж поможет быстро стать «своим» в той или иной социальной среде, установить доброжелательные отношения.
2
Акцент на лучших деловых и личностных качествах человека.
3
Отвлечение внимания от негативных характеристик. Например, физические недостатки можно скрыть посредством хорошо подобранной одежды и грамотного макияжа.
4
Привлечение внимания.
5
Облегчение общения с людьми разных возрастов, профессий и социального положения.
Мало знать функции имиджа, надо уметь ими пользоваться. Наполеон бы сказал: «Я бываю то лисом, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим».
Составляющие имиджа
1
Внешний вид. Причёска, одежда, аксессуары, татуировки или их отсутствие могут многое рассказать о вас. Важную роль играет личная гигиена: состояние волос и ногтей, свежий запах, выбритое лицо, уместный макияж.
2
Мимика и взгляд. Изучите своё лицо, проверьте, правильно ли его выражения передают ваши чувства. В этом поможет зеркало.
3
Кинетический имидж. Это осанка, походка, жесты и другие движения. Сидеть и ходить лучше прямо, без напряжения. В жестах избегайте излишеств и чрезмерностей. Сделать движения точными, а осанку правильной поможет спорт.
4
Вербальный имидж включает в себя тембр голоса, интонацию, словарный запас, стиль общения, обороты речи. От правильно выбранного слова зависит многое: тщательно взвешивайте всё, что говорите. Ваша речь должна помогать вам в достижении целей, а не наоборот.
5
Психологические аспекты имиджа, или, иными словами, ваш внутренний мир. Сюда относятся принципы человека, мировоззрение, религиозные убеждения, этические установки, социальные стереотипы.
6
Фоновый имидж — сведения о вас, которые люди получают из разных источников (СМИ, знакомые, партнёры, соцсети и т.д.).
7
Вещественный имидж. Это ваш автомобиль, дом, посуда, мебель, инструменты и т.п. Прежде чем пригласить гостей, подумайте, не разрушит ли то, что они там увидят, ваш ранее созданный имидж.
Социальные аспекты имиджа
Создавая персональный имидж, особенно публичным людям необходимо проработать социальные аспекты своего образа. Сделать это можно так:
1
Включить в имидж символы, указывающие на вашу принадлежность к нужной социальной группе.
2
Так подать свои личностные характеристики, чтобы целевая группа рассматривала вас как близкого себе человека (понятия «свой — чужой»), доверяла вам. Лучше всего использовать простые и понятные людям описания: например, хороший семьянин, занимается спортом, любит животных и т.п. Это расположит целевую аудиторию и усилит ваши позиции.
3
«Вписать» сконструированный имидж в представление аудитории о той роли, в которой вы хотите предстать перед ними (директор, лидер политической партии, глава компании и т.д.). Необходимо подобрать соответствующие характеристики идеального образа и выразить их в конкретных символах. Например, в восприятии людей руководитель компании должен быть профессиональным, компетентным, опытным, солидным и т.п.
Мифологические аспекты имиджа
Характерная черта восприятия мифа массовым сознанием — это некритичность. Наделение людей мифологическими чертами — давний и проверенный способ манипулирования. Особенно часто этот приём используется в политике.
Мифологические аспекты имиджа российских политиков
Рассмотрим несколько основных мифологических типов государственных мужей в России.
— Покровитель. Такой образ имиджмейкеры создавали и Борису Ельцину, и Владимиру Путину. Правитель изображается как сильный защитник народа от бед, он обещает, что всем будет хорошо: закончим войну, поддержим малый бизнес, поднимем пенсии и т.д.
— Хозяин. Образ строгого лидера, который жёстко разделается с коррупционерами, преступниками и прочими врагами. Такую роль играл Александр Лебедь.
— Эксперт. Позиционируется как профессионал, знаток своего дела. Григорий Явлинский — пример человека с таким имиджем.
— Ловкач. Человек, играющий эту роль, провоцирует и завораживает публику, переходит рамки дозволенного, умеет устраиваться при любом политическом раскладе. Пример — Владимир Жириновский.
— Дьявол — олицетворенное зло. Такой имидж обычно создают главному конкуренту Покровителя.
— Покровитель. Такой образ имиджмейкеры создавали и Борису Ельцину, и Владимиру Путину. Правитель изображается как сильный защитник народа от бед, он обещает, что всем будет хорошо: закончим войну, поддержим малый бизнес, поднимем пенсии и т.д.
— Хозяин. Образ строгого лидера, который жёстко разделается с коррупционерами, преступниками и прочими врагами. Такую роль играл Александр Лебедь.
— Эксперт. Позиционируется как профессионал, знаток своего дела. Григорий Явлинский — пример человека с таким имиджем.
— Ловкач. Человек, играющий эту роль, провоцирует и завораживает публику, переходит рамки дозволенного, умеет устраиваться при любом политическом раскладе. Пример — Владимир Жириновский.
— Дьявол — олицетворенное зло. Такой имидж обычно создают главному конкуренту Покровителя.