ИНСТИТУТ РЕПУТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Плутовство и ретромаркетинг

09.11.2011
Плутовство и ретромаркетинг

Как и любая интересная наука, маркетинг не стоит на месте. Чуть ли не ежедневно придумываются новые способы продвижения товара, открываются новые правила покупательского поведения и появляются новые этапы коммуникационных отношений. По сути, появляется новый маркетинг. Но раз уж есть новый, то должен быть и старый.

Как и любая интересная наука, маркетинг не стоит на месте. Чуть ли не ежедневно придумываются новые способы продвижения товара, открываются новые правила покупательского поведения и появляются новые этапы коммуникационных отношений. По сути, появляется новый маркетинг. Но раз уж есть новый, то должен быть и старый.

Естественно, история маркетинга существует, и так называемый «старый» маркетинг носит разумное название – ретромаркетинг. Чем дальше развивается наука, тем больше непонятно, чего же на самом деле хочет покупатель – причем непонятно даже самому покупателю. Именно поэтому многие опытные маркетологи предлагают вернуться к «старому» маркетингу. Они утверждают, что правила и принципы  ретромаркетинга давали более полную оценку поведения рынка, а соответственно и облегчали работу маркетологов. Хотя все мы знаем, что новое – это хорошо забытое старое. Вот и новый маркетинг – это лишь чуточку измененная ретронаука.

Итак, в основе старых учений продаж стояли 5 принципов: эксклюзивность, секретность, преувеличение, развлекательность и плутовство. Четыре первых этих принципа параллельно перенеслись в новый маркетинг, а вот плутовство модернизировалось и сейчас уже не поймешь, в какой принцип современной науки оно переросло.

Принцип плутовства строится на неком розыгрыше покупателей. Практически любой потребитель любит, когда его поддразнивают. Ему не всегда нужна правда, но при этом всегда нужна некая игра. Так, в 1994 году одна британская компания, которая производила шипучие напитки на основе сока, запустила на телевидение ролик, который был скрыт под социальную рекламу.

Перед зрителями выступал глава этой компании, который рассказывал, что продукцию их фирмы  стали часто подделывать, но ненастоящие напитки очень легко определить – они не шипучие. Глава компании просил всех, кому попадется подделка, звонить по указанному телефону. В итоге, заветный номер набрали более 30 000 человек. Но в ответ на заявление о покупке поддельного напитка они услышали, что это был розыгрыш компании и скрытая реклама их нового продукта – негазированного напитка.

Эта маленькая неправда очень ярко сказалась на спросе, а значит и дала положительный маркетинговый эффект. Вот только почему-то современные маркетологи бояться врать потребителям – они считают, что из-за обмана от них все отвернутся. Однако отличный пример принципа ретромаркетинга в действии доказывает совершенно обратное.