Если раньше при падении продаж, главным виновником случившегося была продукция, то сейчас всю вину на себя невольно берет бренд. Виноват не товар, залежавшийся на полке магазина. Виноват образ этого товара в сознании покупателя. Если связь между умами покупателей и брендом теряется, падение продаж неизбежно. Покупатель редко прощает ошибки бренд менеджеров. К слову, крах бренда – не всегда прямая вина компании. В нашем мире много вещей все ещё не находятся во власти человека (экономический кризис, международные конфликты и т.д.)
Итак, рассмотрим 7 типичных ошибок брендинга:
♦ Компании забывают о сущности своего бренда. Старые бренды похожи на пожилых людей – и те и другие страдают амнезией. Как только компания отрывается от реальности, забывая о сущности бренда, она терпит убытки. Так, Coca-Cola пыталась создать продукт под названием New Coke, который покупатель по понятным причинам встретил «в штыки»
♦ Брендовый эгоизм. Эгоизм часто приводит к мании величия. Наполеоновские планы переходят в намерения завоевать планету. Да что там планету! Галактику! Конечно, некоторым брендам это простительно. А вот мелкие бренды в таком случае обречены на провал.
♦ Обман во имя бренда. Часто бренд-менеджеры впадают в крайности и нагло врут о своем продукте, или же не говорят всей правды. В эпоху Интернета и массовых коммуникаций обмануть покупателя становится все сложнее. Да, и наказания становятся все жестче.
♦ Бренд устал, бренд хочет отдохнуть. Бренд не может существовать в одном виде долгие годы. Он нуждается в креативе. Часто компании устают от собственных брендов.
♦ Бренд-параноик. Такое явление сопровождается судебными исками против конкурентов, желание «вливать» огромные средства в бренд чуть ли не каждые полгода, или же подражать конкурентам.
♦ Неадекватность бренда. Рынок не стоит на месте. Вместе с ним меняются и бренды. Те, кто не успел за рынком, пасут задних. Устаревшие бренды не соответствуют новым требованиям рынка. Чтобы поддерживать адекватность бренда, нужно осваивать новые технологии и идеи. Яркий пример – переход компании Кодак от пленочной к цифровой фотографии.