Кепка, сапоги, куртка – узнаваемый образ Ю. Лужкова. Коммунизм в контексте современности непременно ассоциируется с личностью Г. Зюганова. Стереотипизация, узнаваемость, мифологизация – это инструменты имиджелогии, используемые для правильного позиционирования политиков.
Лужков
Зюганов
Что?
Имидж политика – явление общественное, это образ, существующий в массовом сознании, во многом упрощенный, идеализированный, эмоционально окрашенный. Представление о личности формируется на основе его речи, действий, поведения, общения, внешнего вида, манер. На образ политика также влияют такие факторы, как:
♦ место (регион, страна);
♦ время (политическая нестабильность, война, период процветания);
♦ потребности общества;
♦ особенности национального характера, состава этнических групп.
Работа над имиджем политика начинается с анализа ситуации, текущих запросов. Кого хочет видеть народ, наглого и смелого или интеллигентного и справедливого, военного или миротворца, защитника окружающей среды или сторонника индустриализации? Именно в США Барак Обама может иметь успех как следствие примирения этнических групп, а революционные настроения Фиделя Кастро вряд ли получили бы поддержку в мирной и сытой Швейцарии.
Барак Обама
Фидель Кастро
Имидж динамичен, как и сегодняшний мир, и меняется в зависимости от внешней обстановки. Изучают конкурентов, их сильные и слабые стороны, решают, что можно предложить в противовес. В то же время политик не идет на поводу у общественного мнения. Положительные факты, действия, черты характера выставляются напоказ, иногда утрируются для запоминаемости, а от всего нежелательного отводят внимание. При этом образ должен быть гармоничным: когда слова расходятся с действиями либо политик быстро меняет собственное мнение – доверие может быть утеряно.
Немаловажную роль играет внешность, запоминающиеся детали, ассоциирующиеся с личностью: сигара У. Черчилля, трубка И. Сталина, коса Ю. Тимошенко, шляпы Елизаветы II. Осанка, говорящая об уверенности человека, открытые позы, сигнализирующие о честности, приятные черты лица, – все это подсознательно располагает публику к правильному восприятию лидера.
Черчилль
Сталин
Тимошенко
Елизавета II
Как?
Созданный образ политика закрепляется в общественном сознании через различные каналы. В первую очередь это, конечно же, четвертая власть – СМИ, а также непосредственно публичные выступления, участие в общественных мероприятиях. Крайне важно в этом ключе идти в ногу со временем и использовать современные информационные ресурсы. Специалисты утверждают, что в современных предвыборных кампаниях намного эффективнее использовать агитацию в сети, нежели дорогостоящие телевизионные ролики.
Для популяризации личности зачастую прибегают к сенсациям, громким заявлениям, так как именно что-то яркое и запоминающееся порождает слухи и разговоры. То, что политик – порядочный семьянин и хороший отец благоприятно скажется на его репутации, однако это вряд ли будут обсуждать в кругу избирателей.
Зачем?
Правильно созданный имидж – это большой вклад в копилку успешности политика. Достоинства видны сразу, а недостатки превращаются в преимущества. Вселяющая надежду речь во время переломного момента – совершенная революция. Своевременно запущенная кампания в СМИ – победа на выборах. Общественное мнение не купить, а подкупить народ своим обаянием – дело вполне легальное и действенное.