Речевой этикет на работе
и в жизни
“
Когда им говорить с людьми, то должно им благочинноучтиво, вежливо, разумно,
а не много говорить. Потом слушать и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну
а не много говорить. Потом слушать и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну
Речевой этикет в той или иной форме существовал всегда. Культура общения имеет обрядовые, сакральные корни. Слово для наших предков обладало священной силой. Они верили, что речь воздействует на людей и окружающий мир. Считалось, что лишь с помощью слов можно вызвать какие-то события или избежать их. Выражения, которые мы сейчас воспринимаем как простые формулы вежливости, раньше были пожеланиями, обладающими, по мысли говорящего, вполне себе материальной силой. Например, спасибо — «спаси бог», «здравствуйте» — «будьте здоровы». Представляете, как ответственно нужно подходить к своей речи при таком мировоззрении? Ещё в далёкие времена возникли запреты на некоторые слова и словосочетания, которые мы сейчас воспринимаем как бранные, ругательные и тоже стараемся не употреблять.
Речевой этикет — в чём он проявляется?
В широком смысле речевой этикет даёт возможность людям успешно общаться друг с другом. В этом значении он связан с постулатами передачи информации, которые сформулировал англо-американский исследователь Герберт Пол Грайс в 1975 г.:
- сообщение должно быть правдивым и иметь под собой основание (качество);
- сообщение не должно быть слишком коротким или пространным (количество);
- сообщение должно быть ценным для адресата (отношение);
- сообщение должно быть понятным, не содержать неясных слов и выражений (способ донесения).
Речевой этикет как система проявляется на разных уровнях языка:
- на словарном уровне это специальная лексика, устойчивые выражения (пожалуйста, спасибо, извините, прошу прощения, до свидания), принятые формы обращения (товарищ, сударыня, господин );
- на грамматическом уровне — множественное число для вежливого обращения (например, местоимение Вы), замена повелительных предложений на вопросительные (Не могли бы Вы мне помочь?);
- на стилистическом уровне — культурная речь, грамотность, отказ от непристойных слов, использование эвфемизмов;
- на интонационном уровне — в зависимости от интонации, одна и та же фраза может прозвучать или вежливо или оскорбительно;
- на уровне правильного произношения: например, следует говорить «здравствуйте» вместо «здрасте»;
- на организационно-коммуникативном уровне: нельзя вмешиваться в чужой разговор, перебивать собеседника и т.д.
Речевой этикет в деловом общении
Дейл Карнеги, автор мирового бестселлера «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей», писал, что успехи человека в финансовых делах примерно на 15% зависят от профессионализма и на 85% — от умения общаться. И мэтр, безусловно, прав. Речь — важнейшая часть делового имиджа. Умение при помощи слов убедить, привлечь на свою сторону, повести за собой — ключевой навык успешного человека. Давайте рассмотрим прикладные правила речевого этикета, которые помогут вам на работе.
Приветствие
Театр начинается с вешалки, а культура общения — с приветствия. Если участники встречи не знакомы, им нужно представиться друг другу. Первым называет себя руководитель принимающей стороны, потом — главный по должности среди гостей. Следом они представляют своих коллег. Если прибыла многочисленная делегация, необходимо подготовить список с указанием полных имён и должностей всех участников.
На деловой встрече младшего представляют старшему, вне зависимости от пола. Если вы ранее встречались с партнёром, лучше представьтесь ещё раз. Если кто-то не назвал себя, можно его об этом попросить. Старайтесь сразу запоминать имена, чтобы впоследствии не выглядеть неучтиво.
В знак приветствия и достижения соглашения на деловой встрече принято пожимать руки. Извечный вопрос: кто должен первым подать руку? Вот они, эти люди:
Нельзя подойти к группе и пожать руку кому-то одному. Или ограничьтесь устным приветствием, или обменяйтесь рукопожатиями со всеми.
В знак приветствия и достижения соглашения на деловой встрече принято пожимать руки. Извечный вопрос: кто должен первым подать руку? Вот они, эти люди:
- человек, которому представляют вас;
- тот, кто выше по положению и старше по возрасту;
- женщина, причём она может вообще не участвовать в рукопожатии, выбор за ней.
Нельзя подойти к группе и пожать руку кому-то одному. Или ограничьтесь устным приветствием, или обменяйтесь рукопожатиями со всеми.
Общие принципы
- Фамильярность не уместна в деловом общении. Ко всем обращайтесь на «Вы». Можно ли называть человека только по имени — ориентируйтесь по ситуации. Не принято говорить о присутствующих в третьем лице.
- Будьте приветливы, доброжелательны, любезны. Проявляйте внимание к партнёрам, коллегам, начальству. Помните, что в первую очередь собеседник услышит тон вашей речи. Он может быть насмешливым, резким, тревожным, безразличным, насмешливым. А лучше бы — доброжелательным и конструктивным. Избегайте повышения голоса, раздражительности и монотонности. Следите за дикцией.
- Не разглашайте служебную информацию, результаты сделок, подробности личной жизни коллег.
- Дослушайте собеседника до конца, не перебивайте его. Особенно, если он чем-то недоволен или раздражён. Покажите, что мнение собеседника, его опыт и соображения важны для вас. Это один из верных способ сгладить конфликт или вовсе его не допустить.
- Не будьте многословным — берегите время своих коллег. К тому же избыточная говорливость — признак неуверенности.
- Не исправляйте ошибки в речи того, с кем разговариваете. Не заканчивайте за него фразу, когда он не может подобрать верное слово. В обратном случае, прослывёте самодовольным невежей и поставите собеседника в неловкую ситуацию.
- Не используйте уменьшительно-ласкательные суффиксы (ежедневничек, денежки, вторничек) — они подчёркивают вашу зависимую позицию.
- Не допускайте бранных и жаргонных слов — развязная манера общения не приемлема в деловых кругах, она уменьшает доверие к вам. Освободитесь от вульгарных выражений. То же самое относится к словам-паразитам. «Ну», «как бы», «вот», «так сказать» — эти и им подобные выражения делают речь водянистой, малоубедительной и невольно наводят на мысль о том, что говорящий не уверен в себе.
- Не злоупотребляйте сложной книжной лексикой, иностранными словами, непонятными терминами и упаси вас бог увлекаться канцеляритом! Ваша речь должна быть ясной. Не стоит напрягать тяжеловесными нагромождениями даже образованного собеседника. Штампы, канцеляризмы и «заумные» слова делают речь скучной и невразумительной.
Телефонный разговор
Во время телефонных переговоров речевой этикет особенно важен, потому что собеседник вас не видит, а только слышит. На протяжении всей беседы следите за громкостью и скоростью речи, тоном голоса, говорите отчетливо, не жуйте, не разговаривайте параллельно с другими людьми.
Если звонят вам, постарайтесь ответить не позже 3 гудка. Когда звоните сами, не кладите трубку хотя бы до 5-го гудка.
Если звонят вам, постарайтесь ответить не позже 3 гудка. Когда звоните сами, не кладите трубку хотя бы до 5-го гудка.
В начале разговора поздоровайтесь, уточните, удобно ли собеседнику общаться с вами. Если он занят, узнайте, когда можно перезвонить. Заканчивает беседу и перезванивает инициатор разговора.
Если звоните от третьего лица (к примеру, вы секретарь), назовите свою компанию и кратко изложите, о чём будет разговор. Обещали перезвонить — непременно сдержите слово. Если связь плохого качества, лучше продолжить разговор позже. В этом случае завершить звонок может любая из сторон.
Если звоните от третьего лица (к примеру, вы секретарь), назовите свою компанию и кратко изложите, о чём будет разговор. Обещали перезвонить — непременно сдержите слово. Если связь плохого качества, лучше продолжить разговор позже. В этом случае завершить звонок может любая из сторон.
Напоследок, дадим ещё один совет. Чтобы научиться красиво, вежливо и грамотно говорить, берите пример с лучших образцов. Читайте классику, общайтесь с образованными, воспитанными людьми, ходите в театр. А главное — прямо сегодня начните следить за своей речью. Ведь далёкие предки, создавшие наш прекрасный язык, пожалуй, правы: слово меняет мир вокруг.