ИНСТИТУТ РЕПУТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

08.12.2016
Вербальный имидж — как речь влияет на успех
Единственный способ добиться расположения собеседника — научиться вести беседу. Как это сделать — читайте в статье.

Вербальный имидж —
как речь влияет на успех

Как часто вы до конца дослушиваете предложения продавцов в супермаркетах или сотрудников банков с плохой дикцией? Много ли раз вы оставляли номер симпатичному молодому человеку, который не мог и двух слов связать при знакомстве с вами?
В XX веке психолог и заслуженный профессор Калифорнийского университета Альберт Мейерабиан провел исследование, в ходе которого получил интересную формулу. Выяснилось, то, как мы воспринимаем других людей, в разной степени зависит от трех составляющих:

  • На 55% — от внешности (цвет кожи, глаз и волос, прическа, одежды, поз, жестов, мимики).
  • На 38% — от манеры речи (темпа, высоты голоса, произношения, эмоциональной окраски речи).
  • На 7% – от содержания речи (сообщения, которое человек до нас доводит).

Вербальный имидж значит так же много, как габитарный. Чтобы на 100% завоевать расположение человека, мало надеяться только на внешний вид и уж тем более сообщение, которое вы хотите донести. Никто не будет вас слушать, если вы не сможете убедить собеседника, что ему это нужно. Мнение о вас как о профессионале и просто интересной личности складывается из вашего умения вести переговоры, выступать перед публикой и вызывать доверие.

Если вы разобрались в габитарном имидже, самое время приступить к самому сложному — подтянуть умение расположить к себе с помощью слов. Особенно это важно для руководителей любого ранга, публичных персон и других специалистов, которым по долгу службы часто и много приходится общаться с разными людьми.

Из чего складывается восприятие речи

Наш голос имеет ряд характеристик. От их сочетания зависит, насколько речь будет приятна собеседнику.

Всего характеристик 5:
1
Сила. Показывает, насколько тихо или громко мы разговариваем.
2
Полетность. Отражает, как голос воспринимается на расстоянии — насколько он гибок, пластичен, может ли плавно подстраиваться под содержание.
3
Диапазон. Совокупность музыкальных тонов, объем голоса. Чем выше диапазон, тем богаче и ярче кажется речь. Узкий диапазон притупляет восприятие, речь кажется монотонной.
4
Тембр. Окраска, тепло, мягкость, индивидуальность голоса. Богатый тембр делает речь доверительной, располагающей к себе.
5
Дикция. Характеризует яркость и четкость речи. Невнятная речь, «проглатывание» звуков, неправильное произношение — все это портит вербальный имидж.
Интервью при приеме на работу

Вербальный имидж профессионала

Речь — важнейший компонент имиджа делового человека. Умение вести переговоры, выступать перед публикой и убеждать аудиторию принять нужное решение — показатель вашего профессионализма и успеха. От этих навыков напрямую зависит, будут ли коллеги, партнеры и подчиненные воспринимать вас как лидера. Ваш вербальный имидж может как сыграть вам на руку — вызвать доверие и расположить к себе, так и оттолкнуть собеседника.

Деловая речь имеет 2 качества:
Интеллектуальность
Умение логично формулировать мысли, доносить их доступно, понятно, немногословно и точно.

— Использование простых предложений, избегание сложных конструкций (вводных конструкций, причастных и деепричастных оборотов).
— Сдержанность в проявлении эмоций.

Коммуникативность
Соблюдение литературных норм языка. чистоты, уместности и содержательности речи.

— Избегание речевых штампов, жаргона, слов-паразитов.
— Употребление слова в соответствии с закрепленным за ним значением.
— Насыщенность каждого предложения информацией.
Важно, чтобы баланс между интеллектуальностью и коммуникативностью соблюдался — оба качества должны быть развиты одинаково хорошо.
Деловые переговоры

Штампы восприятия

Наша манера говорить воспринимается людьми примерно одинаково. Те или иные характеристики речи вызывают у собеседников конкретные ассоциации. Важно добиться, чтобы они были положительными.

Вот несколько примеров:
Успешное публичное выступление

Как улучшить вербальный имидж

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые негативно влияют на восприятие вас аудиторией, и способы их решения.
Какие ошибки в речи сделают переговоры скучными?
Поначалу следовать советам будет непросто. Это как выработать правильную осанку — придется долго и усердно работать над собой. Чтобы привыкнуть быстрее, каждый день выполняйте несколько упражнений. Какие — делимся ниже.

3 способа развить навыки общения

Предлагаем несколько эффективных упражнений, в разное время разработанных тренерами Тиной Георгиевской и Евгенией Шестаковой.

№1. Придаем словам значимость

Чтобы говорить убедительно, нужно развить интонацию утверждения. Она начинается на высокой ноте и заканчивается на самой низкой. Попробуйте произнести фразу «Это я» так, чтобы слово «это» звучало высоко, а «я» — низко. Сделайте ударение на последнем слове, соблюдайте паузу между словами. Попросите кого-нибудь оценить, как звучит ваша речь. Если упражнение выполнено верно, у собеседника не появится сомнений, что вы — это вы.

Часто это упражнение вызывает большие трудности. Например, если последнее слово звучит недостаточно низко и нейтрально, утверждение кажется неуверенным. Если на окончании фразы акцентируется внимание, у собеседника складывается впечатление, что на него давят. Если переход от высокого тона к низкому выполняется идеально, но при этом в конце утверждения голос чуть приподнимается, кажется, что вы что-то недоговариваете.

№2. Оттачиваем дикцию

Включите диктофон и как минимум 15 минут медленно зачитывайте предложения из любимой книги. Выделяйте каждое слово, проговаривайте каждую букву. Не допускайте «проглатывания» звуков.

Старайтесь выполнять это упражнение ежедневно. Сохраняйте записи, чтобы отслеживать прогресс. Уже через несколько дней вы заметите, что ваша речь станет намного более чистой и ясной.

№3. Учимся сторителлингу

Сторителлинг — это искусство рассказывания историй. Истории из жизни всегда увлекают собеседника, помогают погрузиться в тему разговора и настроиться на доверительное общение. Естественно, важно, чтобы сторителлинг был к месту и соответствовал ситуации, о которой пойдет речь в беседе.

Напишите в блокноте 2–3 истории, которые иллюстрируют тему сообщения, которое вы хотите донести до другого человека. Возможно, вы вспомните какую-то притчу, а может, расскажете о собственном опыте.
3 способа развить навыки общения
Первое впечатление сложно изменить. Если вы не смогли заинтересовать собеседника с первого раза, второго шанса может не быть. Постоянно работайте над вербальным имиджем. Особенно, если вы занимаете руководящую должность.

Причем не только над своим. Речь ваших сотрудников — «лицо» бренда. Первый разговор с продавцом или специалистом службы поддержки воспринимается как презентация вашей компании. Собеседник, неважно, перед вами он или на том конце провода, всегда делает какой-то вывод. Задумайтесь, насколько выгодным для вас он будет.

Комментарии

comments powered by Disqus